История горячих Subaru

История горячих Subaru

Полное описание
Когда Subaru только появилась во второй половине 60х годов на рынке полноценных авто со своей моделью Subaru 1000, вряд ли кто задумывался о том что в наши дни эта автомобильная марка обрастет большим количеством поклонников, а её название будет прочно ассоциироваться с успехами в ралли и драйверским авто.

Характеристики двигателя, да и сам автомобиль больше всего походил на самый обычный среднестатистический седан характерный для Японии – ЕА52, 1 литр рабочего объема, нижний вал и привод клапанов штангами, 56 лошадиных сил со всего этого великолепия. Тем не менее уже в следующем после релиза 1967м году на рынке был представлен Subaru 1000 sports sedan с аналогичным двигателем но оснащенным двумя карбюраторами и развивающим 67 лошадиных сил, который в 1968м году в сентябре даже выиграл Japan Alpine Rally в классе до 1000 куб. см. Вообще оснащение двигателей двумя карбюраторами для заряженных версий авто стало доброй традицией Subaru на долгое время.
Но это было только самое начало, и в Subaru понимали что с такой моделью двигателя и соответственно автомобиля трудно добиться серьезных результатов как в спорте, так и в объемах продаж, поэтому новые модели не заставили себя долго ждать. В 69м появился мотор ЕА61 объемом 1.1л, который также оснастили двумя карбюраторами для комплектаций FF-1 Sport Sedan и FF-1 Super Touring, а в 71м появился ЕА62. Этот 1.3 литровый двигатель знаменателен тем, что он единственный из всех двигателей Subaru имел в ГБЦ боковые выходы выпускных окон вместо нижних. В стандартной комплектации он развивал 81 л.с., а оснащенный двумя карбюраторами от Zenith-Stromberg выдавал 93 л.с. а это уже было кое-что с 1.3 литра рабочего объема.

Однако прогресс не стоит на месте, и в то время уже мало кого можно было удивить такими данными, а кроме того – компания становилась больше и постоянно совершенствовала свою продукцию. В 1973м году появился новый двигатель объемом 1.4 литра на первом поколении Subaru Leone которому было суждено стать известным, в первую очередь благодаря своему полному приводу. Тогда же Subaru начала ещё одну традицию которая докатилась и до нашего времени – в продажи поступил Subaru Leone RX-A (ну как не провести аналогию с современной Impreza WRX), являвшийся заряженной версией стандартного купе и обладавшего двигателем 1.4 л с двумя карбюраторами и мощностью в районе 100 л.с., а также другими особенностями делавшими его драйверским авто.




Естественно объем продаж данной модели был гораздо меньше стандартных авто, однако он создавал имидж Subaru как компании производящей авто в первую очередь для водителя, поэтому линейка подобных авто была продолжена. Следует сказать отдельно про использование автомобилей Subaru в гонках. После появления полного привода в модельной линейке, а также распространения данного авто, всё чаще Subaru стали использоваться в любительских ралли и гонках, однако серьезные достижение и выступления заводской команды были ещё впереди.


В июне 1979 года дебютировало второе поколение Subaru Leone, в котором Subaru представило целых две заряженных версии – Leone SRX и RX. SRX выпускался только в кузове хэтчбэк и только в переднеприводном исполнении, но несмотря на это обладал двигателем ЕА71 1.6 литра с двумя карбюраторами, мощностью 100 л.с. и 12.5 кг крутящего момента, а также всеми дисковыми тормозами (передние вентилируемые) и 5скоростной механической коробкой передач. По сути SRX представлял собой компактный легкий и недорогой автомобиль для любителей скорости.


В 1980м году команда Subaru участвовала на нем в 28м Ралли Сафари, заняв 18 место в абсолюте.




Вторая версия – RX – была более серьезной, выпускалась только в кузове 2х дверного купе, и кроме дисковых тормозов она обладала уже полноприводной 4х ступенчатой механической коробкой передач с понижающим рядом, а также новейшим двигателем ЕА81 объемом 1.8 литра и мощностью 110 л.с. и 15 кг момента (естественно с двумя карбюраторами).



После не очень успешного выступления в Ралли Сафари команда Subaru решила сосредоточиться именно на этой модели. С 1981 года в ралли выступает уже подготовленный RX развивающий 140-160 л.с., благодаря чему в 81м были заняты 11 и 17 место в абсолюте, в 82м – 7, 9 и 10 место, в 83м – 5 и 7 место в абсолюте и первое – в своем классе, а также 3 место в Ралли Гималаи. В тот же период появились первые наборы предлагаемые всем желающим владельцам SRX и RX, чтобы придать этим авто ещё больше спортивных характеристик. Также на RX участвовали в японской гонке FUJI 1000 км на выносливость.





1982 год также ознаменовался тем, что Subaru выпустила первый для неё турбомотор с распределенным впрыском – ЕА81Т объемом 1.8 и мощностью 120 л.с. и 19 кг крутящего момента. Этот двигатель комплектовался исключительно 3ступенчатым автоматом – похоже, Subaru не хотела конкуренции этой модели с её же версией RX, которая с атмосферным двигателем номинально была слабее. Однако как показало дальнейшее – будущее было всё-таки за турбонаддувом, особенно в ралли, без которого Subaru себя уже не видела.


В 1984м году дебютировало третье поколение Subaru Leone. В нем компания решила отказаться от простого и дешевого SRX как полумеры (данная комплектация появится гораздо позже, только в линейке Impreza как атмосферный вариант турбового WRX), и сосредоточиться только на турбонаддувном RX, обладающим новым двигателем ЕА82Т и выдающим 136 л.с. и 20 кг момента в стандарте. Это кстати был первый автомобиль Subaru способный развить 200 км/ч.




Стоит отдельно сказать об этом двигателе, поскольку этот двигатель хоть и являлся преемником ЕА81Т (тот же объем, система впрыска, турбонаддув), однако обладал одним преимуществом – привод газораспределительного механизма у него был ОНС, для чего в каждой из ГБЦ имелся свой отдельный распредвал приводимый отдельным ремнем. Все предыдущие до него двигатели системы EA имели привод OHV и нижний распредвал, приводимый шестерней и штангами на коромысла клапанов. Как показала история, это был венец всей серии двигателей ЕА, имевший наибольшую мощность и наилучшую конструкцию, а также максимальный объем из возможного (диаметр цилиндра неоднократно менялся от модели к модели, начиная с 72 мм для ЕА52 и заканчивая 92 мм для ЕА81/82, а ход поршня изменился лишь однажды – с 60 до 67 при переходе на объем 1,8 ). Для дальнейшего увеличения объема следовало несколько изменить геометрические размеры блока, что и было реализовано на двигателях системы EJ.
Однако вернемся в середину 80х годов. Subaru Leone RX стоял особняком из всей модельной линейки компании. Он выпускался только в кузовах седан и 3х дверное купе (так называл его производитель), отличался не самым богатым салоном (на него не ставилась электронная панель приборов, климатконтроль, бортовой компьютер, далеко не всегда ставились электростеклоподьемники), однако он обладал кое-чем другим. На нем в стандарте устанавливался задний дифференциал повышенного трения, более жесткая плотная подвеска, обязательно полный привод с понижающим рядом (с 86 года – постоянный полный с понижающим рядом и дифлоком), на панели приборов обязательно стояли дополнительный датчик давления масла и вольтметр. А также имели занятный рисунок на сиденьях и дверных картах в виде шашечек =) хотя на некоторых машинах и то и другое было кожаным. Также для этой модели предлагался набор деталей с руководством для подготовки машины к ралли. Этот набор включал в себя собственно руководство, детали двигателя, усиляющие детали кузова, компьютер впрыска а также два набора подвески (для грунтовых и асфальтовых ралли). С этим набором любой желающий мог подготовить свой обычный RX к ралли (мощность при этом достигала 180 л.с.).
Также и сама команда Subaru Rally продолжила выступать на новом подготовленным RX с 85 года, мощность которого достигала 210 л.с. Причем выступать команда продолжила также в Ралли Сафари и некоторых других этапах, весь календарь мирового ралли был пока ещё не по силам маленькой компании.



Однако крупных успехов у команды по-прежнему не было, выступая в 85-88 годах, регулярно финишировали в первой десятке, а в первой пятерке финишировать удалось лишь дважды – в 87м году 5 место в Ралли Сафари и 3 место в Ралли Новой Зеландии. В 85м году на новой машине только вкатывались (соответственно и результаты 7-8-10-15 места), а с 86 года после закрытия группы Б в группу А пришли все крупные производители, и Subaru пришлось туго, поскольку тягаться небольшой японской компании с крупнейшими европейскими производителями в денежных и технических возможностях было проблематично.
Были необходимы качественные улучшения, более тщательная подготовка машины, однако раллийный Leone RX практически не изменялся за всё время выступления в ралли, естественно и показывая результаты соответствующие уровню его подготовки. Однако это время не прошло даром, был накоплен бесценный опыт и технические решения, которые были реализованы в более современном двигателе серии EJ, который практически сразу после появления стал показывать отличные результаты. Круг замкнулся, серия двигателей ЕА, начавшаяся в 65м году с 56 л.с. на литр объема, закончилась в 89м году на 1.8 литровом 210 сильном раллийном моторе (ещё несколько лет выпускались старые простые ЕА71 для развозных фургонов, не имевшие альтернативы в плане стоимости). Вообще любовь владельцев к этим машинам удивительна, многие до сих пор их содержат, тюнят и даже выступают в ралли, и это спустя 20 лет после снятия модели с производства!







Бесспорно, в Subaru могли ввести для ЕА82 другой выпускной коллектор, другую турбину, интеркулер (многие современные владельцы этих машин именно так и поступают, и получают результаты даже выше чем у раллийных моторов), головы с двойными распредвалами и другие изменения, позволившие бы ещё некоторое время выпускать этот мотор, однако увеличить рабочий объем в существующей геометрии блока уже было проблематично. Поэтому на протяжении 6 лет ЕА82 выпускался почти без изменений, зато после него свет увидел новый двигатель, который обязан серии ЕА очень многим – структурой блока, конструкцией, турбонаддувом, системой впрыска, системой DOHC, даже 4ст электронным автоматом – всё это серийно или опытно было обкатано именно на ЕА, принципиальным отличием нового двигателя было только количество опор коленвала и несколько измененная геометрия блока. Это история наших машин, и мы должны её помнить. Король умер – да здравствует Король! Но это уже совсем другая история =)

Автор статьи  - persepter

Обсуждение - тут
У Вас есть вопрос? Задайте его на форуме!

© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс